СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
ноябрь 2024 | |
«Роль кинезиологических упражнений и пальчиковых игр в развитии ребенка» |
октябрь 2024 |
сентябрь 2024 |
|
Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания» |
август 2024 |
"Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком" |
июль 2024 |
июнь 2024 | |
Консультация для педагогов и родителей "Нейроигры в коррекционной работе" |
май 2024 |
апрель 2024 | |
март 2024 | |
Консультация для родителей "Правильная речь – залог успешного обучения в школе" |
февраль 2024 |
Консультации для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» | январь 2024 |
Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» |
декабрь 2023 |
Консультация для родителей «Необходимость развития речевого дыхания» |
ноябрь 2023 |
октябрь 2023 |
|
Консультация для родителей на тему «Автоматизация звуков в домашних условиях» |
сентябрь 2023 |
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации» |
август 2023 |
09.03.2023
07.02.2023
Упражнения на развитие движений рук
09.01.2023
10.12.2022
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
- Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома (новые изученные слова, стихи, игры, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни).
Желаем успехов!
10.11.2022
03.10.2022
Чистоговорки про осень
01.09.2022
«ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ – НАДО С ЯЗЫЧКОМ ДРУЖИТЬ»
Каждый день делайте с ребенком артикуляционную гимнастику, это поможет быстрее и эффективнее поставить все проблемные звуки. Речь Вашего малыша станет более четкой и красивой!
02.08.2022
"Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи малыша"
02.06.2022
04/05/2022
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
- Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
- Развивайте мелкую моторику ребенка.
- лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
- вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
- расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.
- Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
- Развивайте фонематический слух
- «поймай» заданный звук среди других звуков;
- назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
- раздели слово на слоги, прохлопывая его;
- повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
- Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
- Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.
На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
04/04/2022
"И тогда он будет говорить хорошо"
(двадцать простых советов родителям)
1. НАЧНЕМ С ВАС.
Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объяснит то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ.
Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустую, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае, меняя порядок слов ("Папа пришел, пришел наш папа". "Мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. НО: НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ.
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. ОЧЕНЬ ВАЖНО: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
7. ВСЕ ЧУВСТВА-В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогал, нюхал, щупал его, то есть- изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз-коротко, четко, выразительно.
8. В ОСНОВЕ РЕЧИ-СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, "приветствуя, одобряя" любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализация). Поддерживайте его стремление общаться!
9. СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗНООБРАЗИЮ.
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мА-мА-мА, ба-ба-ба, бя-бя-бя, с другими гласными: ба-бо-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10. УВАЖАЙТЕ ЕГО ПОПЫТКИ ГОВОРИТЬ.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания-поэтому ему необходимо слышать себя.
11.УЧИТЕ В ИГРЕ.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички "ау-ау". Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
12. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИИ.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо-достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
13.РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ МАЛЫША.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его-это пассивный словарь, говорит-это активный словарь. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать "где ручки, где ножки" (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.
14. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК.
Фиксируйте его речевые движения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях вы сможете день за днем судить об его успехах.
15. РАЗВИВАЙТЕ ФАНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающие одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
16.НЕ ПРЕНЕБРЕГАЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ням-ням", "дай", "ав-ав" и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легкие для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения и речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение-покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его.
18.ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев руки. Она, это моторика, тесно связана с развитие речи. Лепка, рисование, "пальчиковый театр", игры с мелкими предметами (все это поможет речи, а в будущем и письму.
19. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И …ОСТОРОЖНЫ.
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово-правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении-это может вызвать обратную реакцию.
20. ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
02/03/2022
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА
(игры для детей с 1, 5 лет)
4/02/2022
БОЛЕЕ 25 СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
10/01/2022
02/12/2021
Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.
Важно развивать все стороны речи:
- Фонетическую (правильное произношение);
- Грамматическую;
- Связную речь
Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.
В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.
Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.
- Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.
Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:
А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;
Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.
Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.
- Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.
Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»
- Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.
Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»
Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).
- Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.
Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!
25/11/2021
«Логопедический алфавит для родителей детей дошкольного возраста».
17/09/2021
BECЁЛЫЕ CTИШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ MAЛЫШЕЙ
Киска с бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»
___________________________________
У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит: «Пи-пи-пи!
Сыра мне еще купи!»
___________________________________
Кричит ворона в небе:
— Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень —
В нём поселилась осень.
___________________________________
Ливень, ливень льёт везде.
Рады птенчики в гнезде:
Мама дома посидит,
Никуда не улетит.
___________________________________
Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам,
Приходил бы лучше к нам.
Папам сыро, мамам грязно,
Нам с тобою распpeкрасно!
___________________________________
Раз, два, три, четыре, пять —
Пошли пальчики гулять,
Подружились, покружились
И друг другу поклонились!
___________________________________
Высокий дом многоэтажный,
Как великан, большой и важный.
Приземистый и низкий домик
В сравненьи с великаном — гномик.
___________________________________
Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!
___________________________________
— Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою хрустишь?
— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
___________________________________
Вышли волки на охоту,
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
___________________________________
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
— Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
___________________________________
Осень, осень, погоди!
Ты с дождями не иди:
Дай ещё нам лета,
Солнышка и света!
10/08/2021
ПОВТОРИ РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ
(18.07.2021)
Полезное занятие для развития мелкой моторики детей и подготовки руки к письму.
ДЕТСКИЙ ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ..
(06.06.2021)
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(02.05.2021)
НОВОГОДНИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
(5.04.2021)
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
(26.03.2021)