СОВЕТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

чт, 07/11/2024 - 10:01

Консультация для родителей на тему «Адаптация к детскому саду»

ноябрь 2024

Консультация для родителей на тему «Агрессивное поведение ребенка: что делать?»

октябрь 2024

Консультация для родителей на тему «Общаться с ребенком. Как?»

сентябрь 2024

Консультация для родителей «Готовность к школе»

август 2024

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость»

июль 2024

Консультация для родителей «Игры и задания на развитие пространственной ориентации на листе бумаги»

июнь 2024

Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

май 2024

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности дошкольника»

апрель 2024

Консультация для родителей на тему: «Учим ребенка самостоятельно одеваться»

март 2024

Консультация для родителей на тему: «Применение метода «тайм-аут» вместо наказания»

февраль 2024

Консультация для родителей на тему «Влияние гаджетов на детей раннего возраста»

январь 2024

Консультация для родителей «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

декабрь 2023

Консультация для родителей на тему «Почему дети кусаются и что с этим делать?»

ноябрь 2023

Консультация для родителей на тему «Если ребенок обманывает: что делать?»

октябрь 2023

 

 


Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?

Попробуйте сами ответить на этот вопрос на примере воспитания дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной — всю ответственность по воспитанию и развитию ребёнка родители переложили на плечи детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребёнок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье родители сами воспитывают ребёнка. Мама с папой стараются не кричать на ребёнка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но они постоянно заняты, поэтому зачастую не могут дослушать ребёнка до конца, не интересуются его делами.

Если вы хотите, чтобы ребёнок реагировал на ваши замечания:

  • умейте слушать. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;
  • не задавайте ребенку слишком много вопросов;
  • не принуждайте делать то, к чему он ещё не готов;
  • не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки;
  • не критикуйте ребёнка с глазу на глаз, а тем более не надо делать это в присутствии других детей;
  • не устанавливайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание;
  • не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания  всех логический связей, ваших чувств (родитель устал, у него разболелась голова и др.), абстрактных рассуждений и объяснений;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

 

И помните, детство бывает лишь однажды и оно проходит.


 


 

Как определить, готов ли ребёнок к школе?

Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям и педагогам?

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность» к школе?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: мотивационная готовность, коммуникативная готовность, развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальная готовность, развитие речи, развитие мелкой моторики.

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

Развитие эмоциональной сферы предполагает знакомство ребенка с основными эмоциями, осознание своих эмоций и умение понимать эмоции других людей, предполагает умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность произвольного внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают и кем. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

  1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму…»).
  2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
  3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
  4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
  5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относится к своей неудаче, ошибкам).
  6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
  7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.

Удачи и успехов дорогие родители!


 


 


 

Осень - время читать.

Осенью дети больше времени проводят дома. И тут, разумеется, остро встаёт вопрос: чем они занимаются.

Предлагаю вам отличную подборку книг про осень. Предназначена для деток три – пять лет, но вы сначала посмотрите, прежде чем покупать книги. Все дети разные, развивается по-своему. Многие из этих книг предполагают совместную работу, общение, обсуждение:

* С. Нурдквист «Педсон грустит»
* А. Голубев «Осенние приключения Клевика»
* Д. Глиори «Непогода»
* Г. Ингвес «Осень мишки Бруно»
* Р. Бернер «Осенняя книга»
* Г. Граубин «Почему осенью листопад»
* Д. Барклем «Осенняя история »
* Л. Дунаева «Дождь»
* Н. Устинова «Листопад»

Желаем вам отличного настроения и приятного чтения!


 

«Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»


 

Психология детского рисунка: "Каким цветом рисует ваш ребенок"


 

Что делать, чтобы прекратить манипуляции детей?

       Сначала необходимо разобраться, действительно ли поведение ребенка является манипуляцией или это сигнал о помощи.

       Проанализируйте причины происходящего. Определите к какому типу манипуляторов относится ваш ребенок. Зная это, вам будет легче и результативнее выбирать тактику поведения с ним.

       Относитесь к ребенку с пониманием, отзывчивостью, любовью. Прекратите жалеть манипулятора, наберитесь сил и терпения.

       Оставайтесь спокойными и непреклонными к истерикам и слезам ребенка.

       Уделяйте больше внимания на общение со своим ребенком. В беседе вы сможете объяснить ему свои аргументы, привести разные жизненные примеры, научить ребенка находить выход из создавшейся ситуации самостоятельно и достойно. Учитесь сами и учите ребенка управлять своими эмоциями.

       Не обзывайте и не унижайте ребенка за плохое поведение и манипуляции. Ребенок должен понимать, что он всегда любим.

       Договоритесь с мужем (женой) и остальными родственниками о единстве намерений и воспитании. Чтобы запрет одного из родителей никогда не становилось разрешением от другого. А бабушки и дедушки не становились запасным вариантом для желаемого «да».

       Умейте твердо, а порой и категорично говорить «нет». Чтобы ребенок понимал, что торговаться с родителем не имеет смысла.

       Научитесь пресекать манипуляции, как только вы это заметили. Ребенок может их менять и учиться новым. Только не используйте при этом физические наказания. Понятно, что это будет резкая ваша реакция на очередной поступок ребенка, но это не исправит, а только усугубит положение дел.

       Старайтесь сами не быть манипуляторами. Ведь, как было сказано в самом начале, родители сами учат этому своих детей. Не используйте манипуляции в своих целях. Например: «Уберешь в комнате, получишь 50 рублей». Обращаясь так к ребенку, вы являетесь примером человек-манипулятор.

       Учите брать ответственность за слова и поступки. Как правило, дети не задумываются о последствии своих желаний и негативного поведения. Научите достигать желаемого не требованиями, а просьбами,  задумываться о том, насколько важно то, чего он так хочет.

       Если не научиться справляться с манипуляциями ребенка в детстве и подростковом возрасте, продолжать идти на поводу у ребенка и «плясать под его дудку», то ребенок может вырасти с неправильными жизненными установками. Ведь никто не может знать, как будет вести себя человек во взрослом возрасте, чтобы добиться поставленной задачи. Таким повзрослевшим психологическим «террористам» будет крайне сложно строить дружеские отношения, обзаводиться семьей, вживаться в трудовые коллективы. Это может помешать общению с людьми, перерасти в эмоциональную зависимость, депрессию.

       Желаю вашим семьям радости и добра, любви и понимания.


 

🔹 Давайте сначала разберемся, а что же такое манипуляция? Сейчас это слово звучит часто, а вот что за ним стоит? И что плохого в манипуляции?
🔹 Понятия «влияние» и «манипуляция» стоят рядом. По сути это все — влияние. Но вот если человек не может получить то, что он хочет открыто, если не хватает аргументов или силы, то тогда придумывается схема, по которой человек получит то, что он так хотел, но не прямо, а прямо-таки окольным путем. Часто используется при этом жалость или чувство вины. А еще запугивание или сравнение.
🔹 Суть детских манипуляций, так или иначе, сводится к желанию вернуть себе состояние безусловной любви и принятия, когда желания выполнялись, потребности угадывались, а вести себя можно было как угодно. И крик был отличным способом получить желаемое.
🔹 Дальше ребенок растет, желание получить то, что хочется, растет вместе с ребенком, а вот возможности получить разбиваются о неумение договариваться. Сначала ребенок просто не умеет говорить, но потом говорить он научается, а вот договариваться — это как повезет.
🔹 Целиком и полностью это зависит от родителей. Умеют ли они договариваться в принципе, и с детьми в частности. Я обучаю этому на программе «Искусство быть родителем».
🔹 Так в чем же вред манипуляции? Ведь она результативна. С моей точки зрения есть 2 серьезные издержки:
1. Окружающие чувствуют себя использованными, и это точно не способствует развитию коммуникации. Так человек может в итоге остаться в одиночестве
2. Отработанные схемы могут работать на близких, но на них не реагируют люди в обществе. И человеку сложно достигать целей, потому что у него кривая, неэффективная модель. И он остается без результатов.

 

ПРАВИЛО "ТРЕХ МИНУТ"
Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.
Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет. И не важно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, или пришли домой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребенок, он “выдает” в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упустить это время.
Вы сразу заметите тех родителей, которые интуитивно выполняют правило “первых трех минут”. Например, забирая ребенка со школы, они всегда приседают на уровень его глаз, обнимают при встрече и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие родители просто берут ребенка за руку, говорят “пошли”, разговаривая при этом по телефону.
Приходя с работы, сразу обращайте все внимание на ребенка. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом возле него, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдете ужинать и смотреть новости.
ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ
Иногда несколько минут душевной беседы значат для малыша гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе. То, что мы все время забеганные и озабоченные, точно не сделает наших детей счастливее, даже если мы считаем, что делаем это ради них и их благополучия.
Для родителей и детей выражение “время вместе” имеет разное значение. Для взрослых достаточно, чтобы дети просто находились рядом с ними, когда они делают что-то дома или идут в магазин. А вот для детей понятие “время вместе” – это смотреть глаза-в-глаза, когда родители садятся рядом, откладывают мобильные телефоны, исключают мысли о сотнях своих проблем и совсем не отвлекаются на посторонние дела. Ребенок никогда не доверится, если чувствует, что в приоритете у родителей в момент общения есть что-то важнее, чем он.
Конечно, не всегда у родителей есть время на совместную игру с детьми, но в такие минуты делайте только то, что хочет ребенок. Не надо предлагать ему ваши варианты свободного времени. Время скоротечно, и вы не успеете опомниться, как ваши сыновья и дочери повзрослеют, поэтому не теряйте времени и начинайте строить доверительные отношения с ними уже сейчас. Пусть правило “трех минут” вам в этом пригодится.

 

🛌😴 Ребёнок не хочет ложиться спать 🛌😴

👉Однажды я была в гостях у своей подруги. Я увидела, как она укладывает сыночка спать днём. Это была цепочка действий, и это выглядело очень трогательно. ❗Я считаю, это была гениальная находка.

👉Пока ребёнок выключает свет и укладывает любимую игрушку, он и сам настраивается на сон.

👉Такие приёмы я собираю много лет, потому что они могут облегчить жизнь огромному количеству родителей. На своих занятиях я часто рассказывала этот приём участникам, и потом все благодарили, потому что он реально работает! Спасибо Маше!

❗Научите ребёнка, проделывая эти ритуалы вместе с ним:

👉Уложить спать медвежонка или куклу в кроватку, не забыв накрыть любимца одеялом.
👉Выключить свет в комнате (заранее его включите, если он не горит).
👉Закрыть шторы.
👉Помахать ручкой брату или папе, или остальным игрушкам.
👉Включить ночник.

❗Не лишним будет напомнить, что примерно за час до сна, в том числе и дневного, ребёнок не должен играть в очень активные игры или смотреть мультфильмы. Это возбуждает ребёнка, и уложить его будет сложнее.
Подготовила педагог-психолог Плешкова Ю.И.

 


Консультация педагога-психолога для родителей «ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ».

 «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка».

   Кто о чем, а мы о любви, о любви к детям. Почему то многие родители считают, что воспитывать детей в семье нужно одинаково, забывая о том, что мы все разные. Нет одинаковых детей, они индивидуальны, как и мы - взрослые! Поэтому и подход к ним должен быть сугубо индивидуальным. У детей разные характеры, и любовь они понимают по-разному. С каждым вам придется говорить на его родном языке. Самое главное – каждый ребенок должен чувствовать, что он любим родителями! Только в этом случае он будет чувствовать себя счастливым. Если он не будет чувствовать любви родителей, то и не будет чувствовать себя счастливым. А это очень важно для его развития, становления полноценной личностью. В стремлении удовлетворить потребности ребенка в еде и одежде, забывается самая главная потребность – эмоциональная. Чтобы удовлетворить эмоциональную потребность ребенка важно осознавать, что не каждому человеку понятен один и тот же «язык любви». То, благодаря чему один человек почувствует нашу любовь к нему, не обязательно даст другому ребенку такое же ощущение. Ваш ребенок может не чувствовать вашу любовь к нему, если вы проявляете или выражаете ее не на таком «языке», который ему понятен. Задача родителей – узнать главный для своего ребенка «язык любви» и в повышенных количествах выражать свою любовь именно на этом «языке». Это не означает, что другие «языки» не важны. Потребность ребенка во всех пяти «языках любви», но в одном из них – повышенная потребность. А вернее, если его не выражать больше, то ребенок не будет чувствовать себя любимым.

 А сейчас поговорим о самих «языках любви».

 1. Прикосновение. С первых дней жизни ребенок чувствует себя любимым благодаря прикосновениям. Любовь проявляется в крепких объятиях, поцелуях. Даже если просто держать своего ребенка за руку, похлопывать по спине или шутя бороться с ним на полу – это выражение любви!

 2. Слова одобрения. «Я люблю тебя», «Молодец… », «Спасибо… » Такие слова поднимают у ребенка чувство уверенности, самоуважения, ободряют и в дальнейшем поступать правильно. Грубые и резкие, несправедливые слова, даже если сказаны во гневе, постепенно воспитывают в ребенке самоуничтожение и даже ненависть к себе и окружающим.

 3. Время, проведенное вместе. Очень важно регулярно находить свободное от дел время, чтобы полностью уделять его ребенку: почитать книгу, поиграть в какую – нибудь игру, погулять, поговорить…

 4. Подарки. Они могут быть очень простыми, как камень, найденный на прогулке… Любая вещь, игрушка, цветочек, скажет о любви вашему ребенку. Причем, настоящий подарок никогда не преподносится за какие – то заслуги. Ведь любовь не требует ничего взамен.

 5. Забота. Речь идет о помощи и заботе, которую любой ребенок с радостью примет. Приготовление любимого блюда, покупка вещей, купание… И если ребенок чего – то не замечает, вырастет- оценит!

 Будьте внимательны, чтобы заметить, какой способ общения больше всего нужен ребенку сейчас. Это очень просто. Если ребенок подходит и обнимает вас, то, возможно, он хочет, чтобы его обняли, приласкали. Когда просит поиграть с ним – ему нужно безраздельное внимание. Спрашивает Вашего мнения - значит хочет получить поддержку и одобрение. Если счастлив, когда кто – то из друзей или родственников дарит ему подарки - именно это наиболее желанный для него «язык любви».

  Можно сразу проверить на себе. Задайте себе вопрос : «Чего мне не хватало в отношениях с родителями? » Ваш «язык любви» сразу даст о себе знать – то, чего не хватало, и есть ваш «язык любви».

      Научиться проявлять свою любовь так, чтобы это было понятно ребенку, то есть выучить его «родной язык», - не значит застраховаться от конфликтов. Но чтобы между вами ни происходило, ребенок всегда будет знать : вы его любите, заботитесь о его благе, и ему нечего бояться. Он уверен в себе и себя уважает. Еще раз повторюсь, что отношения нужно строить на любви. Это самые крепкие и надежные отношения.

    Можно снова вернуться в свое детство. Какие уроки вы любили больше других? И снова – это зависело от взаимоотношения с учителем. Ребенка нужно любить, иначе от него ничего не добьетесь. Нам нужно помнить об этом. Если потребность ребенка в любви не удовлетворена, он никогда полностью не реализует свои способности. Однако бывает и так: родители искренне любят малыша, а он несчастен, потому что их любви не чувствует. Научитесь выражать свою любовь так, чтобы ребенок это почувствовал, тогда он поймет, что дорог вам.

     Именно на этой уверенности, что тебя любят, малыш черпает силы, чтобы противостоять трудностям, с которыми сталкивается. Ребенок сумеет реализовать все свои способности, только если взрослые регулярно наполняют этой уверенностью сердце малыша. И достигнуть этого можно выражая свою любовь на «языке любви» вашего ребенка. Это поможет ребенку нормально расти и развиваться. Важно нам взрослым не выставлять условия, ничего не требовать взамен. Безусловная любовь – наша путеводная звезда. Она поможет нам верно оценивать к чему привели наши воспитательные усилия, подскажет в каком направлении следует двигаться.

     Следует знать, что если ребенку еще нет пяти лет, не пытайтесь определить какой «язык любви» у вашего ребенка. Он слишком мал. Он нуждается во всех проявлениях любви : ласкайте его, подбадривайте, проводите больше времени вместе, заботьтесь, дарите подарки.… И ваши взаимоотношения будет меняться в лучшую сторону.


УЧИМ РЕБЁНКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
Есть хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

УПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая... отдыхает... ».
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

УПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»
Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая... мягкая... отдыхает... ». То же самое проделывается с левой ногой.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»
Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»
Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте — то, что хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ


ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ ДОБРОТЕ 

Игры для детей существуют самые разные: одни развивают память, другие — речь малыша, третьи — вooбpaжение. А ещё существуют замечательные игры, развивающие положительные качества ребёнка и помогающие ему становиться доброжелательным, отличать плохие поступки от хороших. 


КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО


ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ

Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.

Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет. И не важно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, или пришли домой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребенок, он “выдает” в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упустить это время.

Вы сразу заметите тех родителей, которые интуитивно выполняют правило “первых трех минут”. Например, забирая ребенка со школы, они всегда приседают на уровень его глаз, обнимают при встрече и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие родители просто берут ребенка за руку, говорят “пошли”, разговаривая при этом по телефону.

Приходя с работы, сразу обращайте все внимание на ребенка. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом возле него, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдете ужинать и смотреть новости.

ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ

Иногда несколько минут душевной беседы значат для малыша гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе. То, что мы все время забеганные и озабоченные, точно не сделает наших детей счастливее, даже если мы считаем, что делаем это ради них и их благополучия.

Для родителей и детей выражение “время вместе” имеет разное значение. Для взрослых достаточно, чтобы дети просто находились рядом с ними, когда они делают что-то дома или идут в магазин. А вот для детей понятие “время вместе” – это смотреть глаза-в-глаза, когда родители садятся рядом, откладывают мобильные телефоны, исключают мысли о сотнях своих проблем и совсем не отвлекаются на посторонние дела. Ребенок никогда не доверится, если чувствует, что в приоритете у родителей в момент общения есть что-то важнее, чем он.

Конечно, не всегда у родителей есть время на совместную игру с детьми, но в такие минуты делайте только то, что хочет ребенок. Не надо предлагать ему ваши варианты свободного времени. Время скоротечно, и вы не успеете опомниться, как ваши сыновья и дочери повзрослеют, поэтому не теряйте времени и начинайте строить доверительные отношения с ними уже сейчас. Пусть правило “трех минут” вам в этом пригодится.


ШЕСТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Если ребенок занят своим делом, то не нужно ему мешать
Часто слышу от мам, что у них совсем нет свободного времени. Начинаю расспрашивать о том, чем занимается ребенок и слышу что-то вроде: «Вот сидит в песочнице и возит веревку, ну ерунда же. Я сажусь с ним делать куличики». А вот и не ерунда. Ребенок в этот момент рассматривает след на песке, оставляемый веревкой. Это для него почти как изучение логарифмов – очень глубокое исследование. И не стоит его прерывать – он занят. Вот для вас и свободное время.

2. Помощь – это когда просят, а не «дай я сделаю вместо тебя»
Представьте себе годовалого ребенка, который старательно насаживает на палку кольцо пирамидки. Пыхтит, старается, но получается у него не очень. Мама не выдерживает и насаживает кольцо вместо ребенка. Что делает ребенок? Откладывает пирамидку в сторону и больше играть в нее не хочет. Потому что не интересно. Вот представьте, вы флиртуете с мужчиной, все так волнительно, а он сразу предлагает вам поехать к нему домой. Ведь не интересно же. Так и ребенку – важен процесс, а не результат.

3. Суть игры в том, что правила могут быть любые, а не такие как надо
Например, общеизвестная игра в прятки. Один закрывает глаза, другой прячется и его ищет первый. И вдруг ребенок предлагает сделать все по другому – давай оба закроем глаза и будем друг друга искать. Вот он креатив, фантазия, инициатива. Но очень часто ребенок слышит в ответ: «так в прятки не играют». Меня всегда удивляет эта фраза – а почему? Почему нельзя поиграть так? Ну назовите эту игру как-то по-другому, если это так принципиально – вот еще один повод покреативить. Но играть-то можно по всякому. А вдруг эта придуманная вашим ребенком игра окажется интереснее банальных пряток.

4. Если ребенок просит у вас какой-то предмет, поинтересуйтесь, что он планирует с этим делать
«Мама, дай мне твои бусы». Первый порыв – сказать ребенку, что бусы это не игрушка. Попробуйте остановить этот порыв и поинтересоваться у ребенка, что собственно он с этими бусами собирается делать. «Я хочу возить машинку и мне нужно к ней что-то привязать». Отлично, подбираете вместе с ребенком подходящую веревку и ребенок радостно играет в свою машинку. А представляете какой конфликт можно было бы раздуть – не дам бусы, дай бусы, да как ты себя ведешь, прекрати истерику…

5. Дети обычно хотят не очень многого, просто стоит их послушать
Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: две подруги идут разговаривают, рядом бежит ребенок и ноет «мам, ну мам, ну мам». Раздражает, правда? Причем всех участников ситуации.Предлагаю попробовать отреагировать сразу на первое же мам. Может оказаться, что он в туалет хочет или попить. Что-то очень простое, что можно тут же исполнить и не доводить это жуткое нудение до того, что ребенок начинает реветь, а мама на него ругаться. Даже если ребенок хочет просто показать вам вот ту красивую птицу, то поверьте для него это очень важно сейчас. Он покажет, а вы после этого сможете спокойно поговорить.

 6. Обговаривание с ребенком дальнейших планов существенно облегчает жизнь
Итак, заветный выходной. Папа мечтает посмотреть футбол, мама пообщаться с подругой, а ребенок – сходить в зоопарк. Если не договориться с утра о планах, то конфликт к вечеру обеспечен.Поэтому за завтраком мама говорит ребенку:«сегодня с утра мы поедем в зоопарк,потом ты поспишь (с тобой посидит папа, а я пообщаюсь с подругой),а после сна мы пойдем с тобой играть во двор (а папа будет смотреть футбол)».
В скобках – это слова для папы. И ребенку все понятно. Его желание удовлетворили, план ясен и он спокойно согласен доесть эту нелюбимую кашу – ведь потом он поедет в зоопарк.


РЕБЁНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ: КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ РИСУНОК?

Попросите ребёнка нарисовать рисунок "Моя семья".
Если ребёнок будет расспрашивать вас: "А кого рисовать? Сколько человек? А меня тоже?" — отвечайте так: "Нарисуй так, как тебе хочется".

Пока ребёнок будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу.

• По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого важного для них на данный момент члена семьи. Если ребёнок забыл нарисовать кого-то, это значит, что с этим человеком у него натянутые отношения. Себя дети часто изображают в самом центре: это говорит об их уверенности в том, что родители любят своих чад и уделяют им должное внимание. И, наоборот, если малыш не нарисовал себя вовсе, значит он чувствует себя брошенным и одиноким.

• По составу: если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спросите у ребенка: "А где...?" Скорее всего, ребёнок ответит: "Забыл" или "Он на работе" и т.д. Такой неполный портрет — серьёзный повод задуматься, почему ребёнок вытесняет из рисунка этого человека. Возможно, ребёнок обижается на него или боится. Только помните, что настоящую причину отсутствия члена семьи на рисунке ребёнок объяснить не сможет, не нужно его расспрашивать об этом. 

• По размеру: чем большим авторитетом у ребёнка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети, которым кажется, что их не слышат и не понимают, рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.

• По расстоянию: когда в доме мир и покой, все персонажи изображены рядом друг с другом. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между данными членами семьи.

• По цвету: малыш раскрасит яркими, сочными цветами тех людей, к которым испытывает светлые чувства. Если ребёнок раскрашивает себя и какого-то другого члена семьи похожим цветом — это говорит о привязанности ребёнка к этому человеку. Чёрный цвет может сигнализировать об эмоциональном неприятии кого-то из родственников, обиде, злости или страхе перед ним.

• По частям тела: руки символизируют общительность и контакт членов семьи друг с другом. Уши символизируют способность и умение слушать. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителей слишком большим, то, возможно, этот человек делает ребёнку много замечаний. Ноги символизируют уверенность и стабильность. 

Если рта нет или он очень мал, персонаж в жизни скрывает свои чувства, не выражает словесно своё отношение к ребёнку. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими — что-то скрывают. Длинные руки могут означать, что этот человек очень властный и психологически давит на ребёнка. А если юный художник нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания, он хочет быть услышанным. 

Помните, что ребёнок, естественно, ничего не понимает о скрытых смыслах и символах. Он просто рисует, как чувствует. А вы уже можете интерпретировать рисунок, используя данные подсказки.

Ваш ребёнок может помочь вам через свой рисунок заглянуть в его внутренний мир и посмотреть на семью его глазами. Не задавайте слишком много вопросов и уточнений. Просто посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь понять, что чувствует малыш. 

Можете перевернуть лист бумаги и попросить своё чадо нарисовать рисунок "Семья, которую я хочу". Возможно, вы увидите что-то очень важное.


РОДИТЕЛЬСКОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ 

Раздражение - это признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции, из позиции защиты и заботы.⠀
Когда взрослый чувствует себя большим, его дети не раздражают. Ребёнок разлил воду, размазал кашу по столу, долго одевается - ну, так он же маленький. Можно попытаться с этим что-то сделать, если нужно, но сердиться то зачем?⠀
Взрослый, который раздражается, перестал быть большим. Его просто вынесло из взрослой роли.
И если вам не хватает терпения, и накрывает раздражение на ребёнка или отчаяние при виде его слез, спросите себя: «А сколько мне сейчас лет?». И если вы чувствуете, что явно меньше, чем в паспорте, то самое правильное в этот момент - отойти немножко в сторону от ребёнка и заняться собой.⠀
Взять паузу, подышать, умыться, выпить чаю с шоколадкой. Спросить себя: мне сейчас плохо почему? И услышать свой ответ: «Потому что я устал(а), потому что я вообще-то хотел(а) полежать, почитать книгу, а не вытирать лужу». Просто искренне пожалейте себя, обнимите мысленно, возьмите на ручки. И сразу становится легче.⠀
Сложно всегда оставаться большим и добрым. Кроме детей, в мире так много всего, что вполне может оказаться больше нас: болезни, проблемы на работе, конфликты с близкими, просто хроническая усталость. А тут ещё он вопит и требует.


ПРАВИЛО "ТРЕХ МИНУТ"
(19.01.2021)
Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.
Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет. И не важно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, или пришли домой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребенок, он “выдает” в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упустить это время.
Вы сразу заметите тех родителей, которые интуитивно выполняют правило “первых трех минут”. Например, забирая ребенка со школы, они всегда приседают на уровень его глаз, обнимают при встрече и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие родители просто берут ребенка за руку, говорят “пошли”, разговаривая при этом по телефону.
Приходя с работы, сразу обращайте все внимание на ребенка. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом возле него, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдете ужинать и смотреть новости.